Владислав Крючков
|
| |
Сообщение: 597
Зарегистрирован: 02.03.21
|
|
Отправлено: 23.01.22 14:20. Заголовок: Идеальный социум.
Идеальный социум. «Существование государства, это шествие бога в мире» (Гегель). «Государство идентично сообществу людей, исповедующих одну и ту же религию и представляющих собой юридическое лицо». (Шпенглер. Закат Европы. С.224) «Поэтому народы в форме государств – это и есть те силы, которые определяют ход событий. В мире как истории нет ничего выше их. Они – это сама судьба (Шпенглер. Закат Европы. Минск. 1999. С. 471). «Народный дух содержит в себе природную необходимость» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. М., 1974. С.371). Социум – идеальность, а люди социума - его реальность. В идеальном обществе все единичные сознания людей сняты в едином коллективном сознании социума. Сознания людей отделены от их материальных тел и существуют в идеальности коллективного сознания социума, так в идеальном социуме реализуется человеческое качество. Человеческое качество оформлено и снято в социуме – таков коммунизм в своей идеальной качественной завершенности. Диалектический процесс социума развит от непосредственности неандертальцев, через особенность классового общества, к всеобщности коммунизма в СССР. Состоянию человеческого социума предшествует индивидуальность сознаний, еще не обобщенных социумом. Таково первобытное временное искусство, с которого начато проявление сознания. В советское время утверждали, что человеческое сознание впервые проявилось в труде, и этот труд есть материальная производственная практика, удовлетворяющая материальные потребности человека. Такое представление начала человеческой деятельности выдвигало на первое место первобытное пространственное искусство, в котором созданное человеком изделие отделено от человека и имеет собственную материальную реальность, оно не соединено с телом человека, как это происходит во временном искусстве в музыке, танце и словесном искусстве. В музыке сознание проявляется через индивидуальность голоса, в танце - через движение тела, а в словесном искусстве - через голос, определенный на уровне хвуковой всеобщности. В музыке голос непосредственный, близкий к природному голосу животного, а в словесном искусстве голос определен на уровне всеобщности вследствие количественного освоения природной животности. Первобытное пространственное искусство особенное, в нем идеальность сознания опосредствована с изготовленным предметом. В первобытном временном искусстве реальность одна – это тело человека, от которого реальное проявление сознания неотделимо, в отличие от пространственного предмето, имющего собственную, отделенную от тела материальность. Ясно, что непосредственность временного искусства первична а опосредствование пространственного искусства вторично. Конечно материальные потребности важнее духовных потребностей таких, как музыка. Но сам человек в своем начале еще мало отличался от животного и очевидно удовлетворял свои материальные потребности так, как это обычно делают животные, пользуясь готовыми продуктами природы. То же утверждал и Энгельс, представляя начальное состояние человека – животного Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» так определяет начальное человеческое состояние – «детство человеческого рода»: «Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи». Ну конечно Энгельс с членораздельной речью явно поторопился. Язык возник в третьей завершающей части диалектического процесса временного искусства после того, как была освоена непосредственная музыкальная и особенная танцевальная коммуникации. И только после освоения общения между людьми на уровнях непосредственности и особенности пришел черед языковой всеобщности. Процесс первобытного временного искусства моделирует процесс бытия, представленного фундаментальной наукой. Непосредственному бытию (время – математика) соответствует музыка. Как говорил Лейбниц «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души не умеющей себя вычислить» [4.23[. Особенному – неорганическому бытию (пространство – физика) соответствует танец. Всеобщему - органическому бытию (субъективность – объективность) соответствует словесное искусство. Идеальный социум подготавливался АБСОЛЮТОМ. Для этого нужно было освободить сознание от материальности. Сначала в музыке материальность представлена бесформенной количественной реальностью. Затем в качественном скачке к танцу количество осваивается в форме тела. Движение – идеальность осваивает материальную реальность тела в знаке-символе пантомимы… Качественный скачок к словесному искусству освобождает сознание от материальности в знаке. Снятие материальности дало ничего – молчание. Так сознание пришло к основанию материи – ничего уже в начале человеческой деятельности. Необходимо было только осознание этого факта, и он был сделан в библейском творении мира из ничего. Молчание – Абсолютное качество сознания, в котором снята реальность до самого ее основания – ничего. Здесь отсутствует количество и остается только идеальность сознания. Так реальность ничего оказывается полностью снятой в АБСОЛЮТЕ и сознание человека соединяется с АБСОЛЮТОМ. Наверно единство сознания с АБСОЛЮТОМ есть высшее достижение человеческого качества, до которого ему больше никогда не подняться. Почему так? Потому, что качество третьей части диалектического процесса есть тотальный возврат к Абсолютному качественному началу согласно закону отрицания отрицания. Абсолютное качество третьей части в своем начале еще чисто, еще не проявилось в нем реальное количество, вносящее относительность в абсолютную качественную завершенность. С этим проявившимся количеством сознанию придется бороться нескончаемо. Количество будет сниматься каждым новым качеством, увеличивая самостоятельность сознания и потом опять проявляться, потому что оно бесконечно, а качество возникает только единично – случайно, а не всеобще – необходимо – количественно. Диалектический процесс словесного искусства: «молчание – язык – исихазм». Молчание – Абсолютное качество сознания, идеально завершившего свой процесс соединением конца с началом. «Молчание (немая речь, дословное письмо) – понятие философской антропологии. Под молчанием понимается способность человека ускользать от объективации своей самости, от овнешнения внутреннего. ... Молчание понимается в философской антропологии как базисная форма поведения человека». «Хайдеггер высказывается иначе, полагая, что «язык основывается внутри молчания»[2]. С. Хоружий обращает внимание на то, что молчание способствует вхождению человека в общение с инобытием» В современной философской антропологии человек рассматривается не столько как существо, обладающее речью, сколько как существо, способное к молчанию. Например, Бибихин обозначает человека как «первое молчащее существо»[1]. Как видим, молчание высоко оценивается в современной философии. Молчание представляется внешней формальной определенностью - «базисной формой поведения человека». За внешней базисной формой прячется внутренняя содержательная определенность: «язык основывается внутри молчания» (Хайдеггер). Определить человека как «первое молчащее существо» (Бибихин), значит акцентировать его Абсолютное качество – чистую идеальность сознания. Действительно, молчание есть Абсолютное качество человека, представленное сознанием. Человеческое качество - это чистая идеальность сознания. "Само по себе сознание не заключает в себе "ни грана" материи". (Диалектический материализм. М., 1972. С.71). На некоторой удаленности в Абсолютном качестве сознания проявилось реальное количество вследствие того, что качество возникает единично – случайно, а не всеобще – необходимо. Освоение проявившегося реального количества - ничего Абсолютным качеством дает разговорный язык – слово, образуя среднюю часть диалектического процесса словесного искусства. Эта средняя часть сама имеет свою среднюю часть и свой диалектический процесс: «проза – поэзия – проза». В поэзии идеальность выделена из количественной реальности языка в собственной реальности - поэтических закономерностях формообразования. В поэзии словесное искусство бесконечно возвращается к единству с музыкой, творя прекрасное. Прекрасное в поэзии конкретизирует прекрасное, заданное мелодией. «Поэтическое произведение искусства не преследует никакой иной цели, кроме порождения прекрасного и наслаждения им» [Гегель. Эстетика. В4т. Т.3. М., 1971. С.375]. В приближении поэзии к исихазму происходит завершение процесса сознания: поэзия «оказывается тем особенным искусством, в котором одновременно начинает разлагаться само искусство и в котором оно обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также и к прозе научного мышления» [Гегель. Эстетика. В4т. Т.3. М., 1971. С.351]. Непосредственное молчание в исихазме определяется на уровне всеобщности бесконечным освоением проявившегося количества-реальности. Этот процесс прерывается качественным скачком-переходом от первобытного временного искусства к первобытному пространственному искусству. Сознание, наконец, освобождается от материальности, но не на уровне всеобщности, а на уровне особенности, противопоставляя себя количеству в собственной знаковой форме социума. Качественный скачок сознания от времени к пространству. Сознание, как и само время едино с реальностью в первобытном временном искусстве. Сознание как и само пространство в первобытном пространственном искусстве есть время, выделенное из реальности в собственной идеальной определенности – форме социума. Абсолютное качество исихазма осуществлено в качественном скачке к первому социуму, представленному неандертальцами – собирателями. Понятие – «собиратели» показывает, что первый человеческий социум соответствует растительному состоянию. Развитие человеческого социума запрограммировано АБСОЛЮТОМ в первобытном пространственном искусстве как моделирование биологического диалектического процесса: «растения – животные – человек». Абсолютное качество социума неандертальцев представлено парвыми проявлениями пространственного искусства: ямками, выдолбленными в камне и оттисками рук. «В мустьерских стоянках (в Ля Ферраси и многих других) обнаружены лишь валуны с пятнами краски или каменные плиты с углублениями, залитыми красной краской. Многие исследователи расценивают это явление как исток изобразительной деятельности первобытного человека» [4.192]. [3.32-33] (3. Ранние формы искусства. М., 1972. 4. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972). Эти первые проявления пространственного искусства представляют идеальный социум неандертальцев – собирателей как такой, в котором форма социума есть чистая идеальность представленная внешним абрисом ямок и рук, тогда как внутренняя определенность отсутствует – снята во внешней определенности формы. Внутреннее материальное содержательное количество (люди) снято полностью во внешней идеальной определенности – ограничительном контуре (социум). Как могло такое произойти? Как люди – неандертальцы смогли так глубоко – философски осознать свой социум? На это нет ответа, как нет ответа и на вопрос, почему через прошедшие десятки тысяч лет современный человек не осознает этого? Владислав Крючков
|