On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
ВНИМАНИЕ! На сайте, указанном под названием форума, описывается ПЛОДОТВОРЯЩИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ - РЕПРАКС, то есть ЗАКОН БЫТИЯ (ДЕРЕВА ЖИЗНИ) с МАТРИЦЕЙ МИРА.
Уважаемые участники! Ознакомьтесь, пожалуйста, с "Правилами пребывания на форуме" в рубрике "Форум и форумчане" и просмотрите темы данного проекта. Этот форум о строении Вселенной, в том числе, о Законе матричного Бытия, о том, как себе представляли картину мира древние мыслители и основоположники религий.
Что есть общего в их взглядах и во взглядах современных людей? Именно в этом и пытаемся разобраться на форуме. Для авторов мировоззренческих гипотез здесь созданы особые условия: они могут без ограничения цитировать свои работы во всех темах форума. При этом на проекте не допускается агитация, пропаганда и реклама религий, учений, практик и материалов внефорумских авторов в виде многочисленных ссылок и цитат в темах, напрямую не относящихся к ним.

АвторСообщение
Владислав Крючков



Сообщение: 472
Зарегистрирован: 02.03.21
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.21 01:04. Заголовок: Русская философия (6) Готическое государство


Русская философия (6)

«Коммунизм стал возможен в России именно потому, что это была православная страна в течении целой тысячи лет... (Сталин)

Русская философия качественна, потому что через богочеловека и православие соединена с АБСОЛЮТОМ

Продолжение 6



Готическое государство.

Диалектический процесс: патристика – схоластика – готическое государство симметричен относительно своей средней части – схоластики. То, что замыслено Августином как государство Бога, осуществилось в готическом государстве.

В готическом государстве произошел возврат к Августину и соединение Бога с реальностью.

Состояние патристики соответствовало непосредственности бытия, представленного в фундаментальной науке как время-математика.

Состояние схоластики соответствует особенному-неорганическому бытию, и это представлено светом физического микромира Гроссетаста, выделением формы из материи в мегамире и кристаллизацией в макромире, возвращающей физический процесс к математике и платоновым телам.

«Традиционно понимая Бога как творящего «форму всех форм», немецкий мыслитель (Н. Кузанский) широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает». (Википедия) Кузанский возвращается к патристике (к Боэцию) и в конечном счете устремлен к самому качественному началу западного христианства - к Августину Блаженному.

Формой всех форм оказывается готическое государство, которое было представленно Августином как предел развития от града земного к граду Божьему. Созданное готическое государство бесконечно приближается к идеальному воплощению божьего града Августина. Здесь индивидуализм исчезает в формах городских и цеховых коммун. Общее преобладает над индивидуальным. «Человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели под страхом смерти и вечных мучений». Здесь «зарождалось то готическое понятие счастья, глубину которого мы сегодня не в состоянии представить себе». (Шпенглер. «Закат Европы». Минск. 1999. С.375).

В готическом государстве происходит бесконечное освоение – снятие материальности в божественной идеальности. Это такое же предельное состояние как в моменте перехода от неорганического бытия к органическому бытию. Форма здесь бесконечно устремлена к своей идеальной абсолютности, завершая освоение в себе всего материального количества. Дух должен, наконец, обрести свою чистую идеальность, полностью избавившись от материальной зависимости.

Наука-разум отделяется от теологии-воли; она движется к Возрождению и Новому времени. А теология-воля останавливает процесс схоластики, завершая его практикой готического государства: «между Готической архитектурой и Схоластикой существуют заметные и вряд ли случайные совпадения в чисто фактической сфере времени и места…. Пятьдесят или шестьдесят лет после смерти Людовика Святого … приходятся на период, который историки философии называют заключительной фазой Высокой Схоластики, а историки искусства - заключительной фазой Высокой Готики». (Эрвин Панофский ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И СХОЛАСТИКА)

Теоретическое качество западного христианства устремлено к своему завершению в материальной практике, при этом бесконечно снимая в себе материальность – это и есть соединение идеальной формы со своей материальной католической реальностью – снятие реальности в идеальной форме, что соответствует приближению к идеальному кристаллу в завершении процесса неорганического бытия. Готические сооружения также используют кристаллическую методологию в своих структурах, концентрируя и снимая материальные усилия в ребрах (нервюры, контрфорсы и др.).

Освоение материальной зависимости, унижающей человека, вообще связано с собственностью. Осознание этого проявляется в завершении схоластики. Уильям Оккам «отстаивает обоснованность отказа францисканцев от собственности». [Кунцман 2002 89]

Форма бога - форма готического государства здесь абсолютизируется, приближаясь к идеальной и все более противопоставляя себя материальности. Здесь сама материальная практика теоретического западного христианства возносится к своему теоретическому идеалу и снимается в нем. Католичество в готике бесконечно очищается от материальности, определяясь в знаковой - символической реальности. Схоластика переходит от теории к практике, определяясь в готическом государстве и так завершая свой процесс.

Однако схоластика принципиально не в состоянии избавиться от своей теоретической сущности и поэтому бесконечно акцентирует – противопоставляет себя реальности - тяжелой материальности вообще. Это отражено в готических соборах как архитектурой, так и скульптурой. Если архитектура передает смысл абстрактно, противопоставляя легкость формы тяжести материи, то скульптура конкретизирует как божественные силы добра-идеальности, так и дьявольские силы зла - материальности. Зло выявлено в виде скульптурных изображений: «горгульи формирует «страшный и чуждый человеку мир» … скрываемые уголки индивидуальной психики» (М.Бахтин)… вот «витые капители в виде непристойно обнявшихся монахов и монахинь, как, например, в Каминной зале Дворца правосудия в Париже; вот история посрамления Ноя, высеченная резцом со всеми подробностями на главном портале собора в Бурже; вот пьяный монах с ослиными ушами, держащий чашу с вином и хохочущий прямо в лицо всей братии в Бошервильском аббатстве… Порой символическое значение какого-нибудь фасада, портала и даже целого собора было не только чуждо, но даже враждебно религии и церкви. (В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»).

Количество, которое наличествует в качестве готического государства, есть материальность-зло, которое не дает возможности до конца проявиться идеальности-добру. Отсюда и символика «высказываний», в которой информация еще неотделима от материальности. Полностью отделиться от материи снять ее в себе и обрести однозначность самовыражения сознания – вот цель, порождающая невероятную напряженность между добром и злом. Возможно, эта жизненная напряженность и есть счастье вознесения, счастье сверхнаполненной смыслом жизни, счастье, захватывающее человека всего, без остатка. Готические соборы вполне выражают эту силу страстей человеческих.

Освоение количества качеством в кристаллизации может быть представлено методологией, разработанной в мегалитической архитектуре. В общей композиции кромлеха снято все материальное количество. Далее композиция развернута в ритме мегалитов и качественная непрерывность опосредствована с реальным материальным количеством. Наконец, композиция сворачивается, определяя один материальный элемент, гармонизируя его стороны и, в конце концов, снимая их в едином измерении – радиусе шара. Бесконечное уменьшение шара имеет свой предел – геометрическую точку, в идеальной пространственной форме которой должно быть снято все внутреннее материальное количество. Так качество контролирует процесс освоения в себе материального количества. Принципиально также осваивается и композиция готического собора - от общего, через ритм, к частному – отдельному элементу.

Городские и цеховые коммуны снимают человеческую индивидуальную материальность в божественной идеальности социума, отождествляя человека с государством. «Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности … оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры. Этому способствовал, прежде всего, мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца».

Коллективное создание монастыря описано «в одном рассказе из Historia ecclesiastica Ордерика Виталия ... Заведующий постройкой Бенедикт из Понтье призывает со всех сторон художников на место постройки … Они с прилежанием исполняли, что от них требовал распорядитель и все, что зарабатывали, складывали, чтоб сообща прожить. Здесь, очевидно, дело идет о религиозно-коммунистической организации наемных рабочих в области искусства, которые соединялись для продолжительной совместной жизни». [Гаузенштейн 1923 90-91]

«Кафедральный собор это произведение fabrikae ecclesiae, а не одного отдельного мастера; коллективное свидетельство религиозно-эстетического позыва к чему-то, что соответствовало бы душевному настроению. Только нечто в роде fabrikae ecclesiae придает стилю внешнюю колоссальность и внутреннюю ритмичность, эту дивную мерную скованность, этот математический характер, эту сказочную соразмерность пространственных величин, соотношений плоскостей и игры линий. Только нечто в роде
fabrikae ecclesiae, только социальная организация работников в области искусства может вообще убедительно разрешить великую проблему пространства» [Гаузенштейн 1923 95]

«Анонимный характер, действие, производимое безымянной массой на безымянную массу, - продолжают быть стилем готической культуры. Выделение не допускается для отдельной личности; жизненной энергии ранней готики неизвестны вообще никакие личности – ей чуждо это понятие и слово». [Гаузенштейн 1923 92]

Так само готическое государство становится личностью, в которой снимаются все отдельные люди-личности.

Схоластика завершается готическим государством, но в самой схоластике происходит раздвоение – выделение теоретической реальности, ориентирующейся на количественное – научное познание реальности, противопоставленное теологическому-качественному знанию. Количественное-научное познание не знает смысла-цели мирового развития и ориентировано на удовлетворение материальных потребностей человека. Качественное-теологическое познание знает смысл и цели мирового развития и ориентировано на удовлетворение духовных потребностей.

Бесконечное-количественное освоение материальности в готическом государстве прерывается качественным скачком к государству-утопии, в котором материальность снята. В теоретическом состоянии западного христианства снята его материальная практика – католицизм. Так осуществлен переход к Новому времени.

Литература


Гаузенштейн 1923 – Гаузенштейн В. Искусство и общество. М., 1923.

Кунцман 2002 – Кунцман П., Буркард Ф., Видман Ф. Философия dtv-Atlas. М.,

Продолжение следует

Крючков Владислав

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Рейтинг@Mail.ru