Владислав Крючков
|
| |
Сообщение: 471
Зарегистрирован: 02.03.21
|
|
Отправлено: 22.11.21 16:48. Заголовок: Русская философия (5)
Русская философия (5) «Коммунизм стал возможен в России именно потому, что это была православная страна в течении целой тысячи лет... (Сталин) Русская философия качественна, потому что через богочеловека и православие соединена с АБСОЛЮТОМ Продолжение 5 Особенность христианской эры. Западное христианство Западное христианство структурировано диалектическим процессом: «синтез-анализ-синтез» («время-пространство-время»), в котором качество едино с количеством в патристике, противопоставлено количеству в схоластике, а в Новом времени возвращается к единству с реальным количеством и снимает его в себе. 1. Патристика. 2. Схоластика. 3. Новое время. В завершении первой части византийского христианского процесса исихазмом человек бесконечно устремлен к освобождению от своей телесной материальности, чтобы навечно соединиться с Богом и таким образом обрести бессмертие. Освобождение человеческого качества от материальности произошло качественным скачком от индивидуального человека к человеческому социуму, в чистой идеальности которого материальность тела снята и возникло коллективное-общественное божественное сознание. «Существование государства, это шествие бога в мире» (Гегель). Снятость человека-индивида в социуме – это особенное состояние, в котором идеальность социума противопоставлена материальности человека. Бог представлен идеальным социумом и есть этот идеальный социум. Патристика. Разумное освоение христианства началось с античного периода в неоплатонизме. Такова первая часть западного христианства – патристика. Но социальное качество западного христианства отразилось, прежде всего, у Августина (354-430). «Град земной основан на любви к себе, вырастающей до отрицания Бога, град небесный – на любви к Богу, вырастающей до отрицания себя» (Августин). «История понимается как борьба двух царств: града (государства) Божьего и града земного. Они строятся на различной направленности любви» (П.Кунцман. Философия. Ф.Буркард, Ф.Видман. М., 2002. С.71). В завершении первой части византийского христианского процесса исихазмом человек бесконечно устремлен к освобождению от своей телесной материальности, чтобы навечно соединиться с Богом и таким образом обрести бессмертие. Освобождение человеческого качества от материальности произошло качественным скачком от человека-индивида к человеческому социуму, в чистой идеальности которого материальносьть тела снята и возникло коллективное-общественное божественное сознание. «Существование государства, это шествие бога в мире» (Гегель). Истинное понимание процесса западного христианства приводит к его соответствию с процессом бытия, как он представлен в фундаментальных науках. Так многое в патристике соответствует непосредственности бытия, представленной идеальностью времени и реальностью математики. Время есть качество, существующее в его единстве с количеством, продолженным из прошлого в будущее. Это единство представлено закономерностями формообразования математики, которая и есть проявление реальности времени. Неслучайно поэтому Августин так много внимания уделил пониманию времени. Патристика соответствует состоянию непосредственного бытия, представленного математикой, а схоластика соответствует особенному-неорганическому бытию как такому, в котором качество и количество опосредствованы. Форма есть качество бога, а содержание качества реальное количество представлено номинализмом. Наверно здесь впервые выделены и обозначены главные противоположности мироздания: идеальное качество и реальное количество. Качество представлено универсалиями, а количество – номинализмом. «Порфирий указывает три трудные вопроса, которые сам отказывается решить: роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? Если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?». Но теперь ясно, что все эти общие понятия есть качества, объединяющие реальные количества. Например, человек имеет собственное человеческое качество – сознание, которое объединяет всех людей. То же можно сказать о качественном различии живого и неживого, растений и животных и др. О том, что качество идеально, свидетельствует понятие любви, которое высвобождается от своей материальной количественной реальности, начиная с низших животных и заканчивая человеком с его всеобщей любовью. Если у низших животных любовь эгоистична, ограничена любовью к своему телу и выполняет только его потребности, то в половой любви происходит освобождение от своего тела в любви к другому телу, в родовой любви освобождение от материальности еще больше, а в человеческой всеобщей любви происходит полное снятие материальной зависимости, что и проявляется в тяготении к богу. Любовь человеческая оказывается чистой идеальностью – таково общее понятие любви Любовь – универсалия – наиболее общий и одновременно наиболее конкретный смысл жизни. Когда мы анализируем процесс бытия, то видим, что в непосредственном бытие качеством является время, а количеством математика. В особенном –неорганическом бытие качеством является пространство, а количеством – материальность. Во всеобщем органическом бытие качество есть субъективность, а количество – объективность. Качество есть идеальность, а количество – реальность. Бог есть первое качество – идеальность и само существование. Количество есть реальность несуществования, из которой создан мир. Абсолютные качества такие, в которых отсутствует количество, например Бог или эйдосы Платона. Качество бога задано идеальной формой универсалий, и эта форма далее определяется в движении от своей исходной единичности-случайности до результирующей всеобщности-необходимости, как это представлено у Эриугены и завершено майстером Экхартом. Вместе с Аристотелем Фома в познании и особенно в познании Бога видит высшую цель человеческой жизни. Схоластика Схоластика есть выделенность идеальности теории из реальности практики. При этом качеством является бог, а количеством – реальность. Схоластика – средняя часть диалектического процесса:»синтез-анализ-синтез». Средняя часть диалектического процесса характеризуется опосредствованием качества с количеством и отрицанием качества в количестве. Это первое отрицание согласно определению диалектического процесса: тезис-антитезис-синтез. Тезис отрицается в антитезисе. «Порфирий указывает три трудные вопроса, которые сам отказывается решить: роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?». Но теперь ясно, что все эти общие понятия есть качества, оъединяющие реальные количества. Например, человек имеет собственное человеческое качество – сознание, которое объединяет всех людей. То же можно сказать о качественном различии живого и неживого, растений и животных и др. О том, что качество идеально, свидетельствует понятие любви, которое высвобождается от своей материальной количественной реальности, начиная с низших животных и заканчивая человеком с его всеобщей любовью. Если у низших животных любовь эгоистична и ограничена любовью к своему телу и выполняет только его потребности, то в половой любви уже происходит освобождение от своего тела в любви к другому телу, в родовой любви освобождение от материальности еще больше, а в человеческой всеобщей любви происходит полное освобождение от материальной зависимости, что и проявляется в тяготении к богу. Любовь человеческая оказывается чистой идеальностью – таково общее понятие любви. Любовь – универсалия – наиболее общий и одновременно наиболее конкретный смысл жизни. Когда мы анализируем процесс бытия, то видим, что в непосредственном бытие качеством является время, а количеством математика. В особенном –неорганическом бытие Качеством является пространство, а количеством – материальность. Во всеобщем органическом бытие качеством является субъективность, а количеством – объективность. Качество есть идеальность, а количество – реальность. Бог есть первое качество – идеальность и само существование. Количество есть реальность несуществования, из которой создан мир. Абсолютные качества (АБСОЛЮТ) такие, в которых отсутствует количество, например Бог или эйдосы Платона. Бог есть все и все есть Бог. Скотт Эриугена. Давид Динантский (ум. 1209) возобновили доктрины Дионисия Ареопагита и Иоанна Эригены, проводя пантеистическое отождествление Бога с миром. Алан de Insulis, Давид Динантский и Амальрих Бенский знали уже некоторые переводные арабские сочинения. Вместе с Аристотелем Фома в познании и особенно в познании Бога видит высшую цель человеческой жизни. Поздняя схоластика (13 – 15 вв.). Поздняя схоластика на самом деле является третьей-завершающей частью особенного диалектического процесса и, согласно закону отрицания отрицания, здесь качество бога вернулось к началу процесса схоластики. Начало схоластики задано Иоанном Скотом Эриугеной - «первым отцом схоластики», а завершена схоластика качественно Майстером Экхартом. «Возникновение четвертой стадии определяется необходимостью искупления человека, которое достигается тем, что человек, как и все индивидуальные вещи, утрачивает свое конкретное существование и возвращается к Богу. Эта пантеистическая концепция Эриугены подчеркивает общность человеческого существования как сущностное выражение истинно человеческого, индивидуальное существование понимается как отклонение от этой истинной сущности». Майстер Экхарт «перескочил» к «четвертой природе» Эриугены - «природе нетворящей и несотворенной». Бог в «четвертой природе» закончил творение и представлен в состоянии покоя. Все дальнейшее определение бога оказывается лишь бесконечным-количественным приближением к божественному абсолюту. У Экхарта «Божество — безличный абсолют (Gottheit), стоящий за Богом-Творцом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения». Таково абсолютное качество бога снявшего в себе всякое реальное природное количество. У Эриугены бог представлен как процесс - самооткровение бога, «познающего себя самого» [Кунцман 2002 73]. У Экхарта этот божественный процесс завершен. И Эриугена, и Экхарт представляют абсолютное качество бога. Но бог у Эриугены определен единично-случайно, а у Экхарта бог определен всеобще-неоходимо в результате всего количественного освоения-снятия богом природной реальности. Правда, этот уровень достигнут Экхартом единично-случайно качественным скачком. Абсолютность качества бога Экхарта – это пример того, что максимальный результат диалектического процесса получается не в конце, а в начале третьей части процесса и есть качественная снятость всего реального количества. Бог у Экхарта дан во всей своей идеальной чистоте - полной освоенности количественной реальности. Абсолютное качество неподвижно-завершено. Но на некоторой удаленности от идеальной завершенности качественного абсолюта в нем проявляется реальное количество. Если бы переход от второй части диалектического процесса к третьей части мог произойти не единично-случайно-качественно, а всеобще-необходимо-количественно, то реальное количество было бы полностью снято и уже не проявилось. Но переход осуществлен качественным скачком - эмоционально и поэтому многими еще не осознается, не признается. Так «Католическое учение не могло принять концепцию Экхарта, и в скором времени после его смерти папской буллой Иоанна XXII от 1329 года 28 положений его учения были объявлены ложными». ДОПОЛНЕНИЕ Поздняя схоластика является третьей-завершающей частью школьного диалектического процесса и, согласно закону отрицания отрицания, здесь качество бога вернулось к началу процесса схоластики. Начало схоластики задано Иоанном Скотом Эриугеной - «первым отцом схоластики», а завершена схоластика качественно Майстером Экхартом. «Возникновение четвертой стадии определяется необходимостью искупления человека, которое достигается тем, что человек, как и все индивидуальные вещи, утрачивает свое конкретное существование и возвращается к Богу. Эта пантеистическая концепция Эриугены подчеркивает общность человеческого существования как сущностное выражение истинно человеческого, индивидуальное существование понимается как отклонение от этой истинной сущности». Майстер Экхарт «перескочил» к «четвертой природе» Эриугены - «природе нетворящей и несотворенной». Бог в «четвертой природе» закончил творение и представлен в состоянии покоя. Все дальнейшее определение бога оказывается лишь бесконечным-количественным приближением к божественному абсолюту. У Экхарта «Божество — безличный абсолют (Gottheit), стоящий за Богом-Творцом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения». Таково абсолютное качество бога снявшего в себе всякое реальное природное количество. У Эриугены бог представлен как процесс - самооткровение бога, «познающего себя самого» [Кунцман 2002 73]. У Экхарта этот божественный процесс завершен. И Эриугена, и Экхарт представляют абсолютное качество бога. Но бог у Эриугены определен единично-случайно, а у Экхарта бог определен всеобще-необходимо в результате всего количественного освоения-снятия богом природной реальности. Правда, этот уровень достигнут Экхартом единично-случайно качественным скачком. Абсолютность качества бога Экхарта – это пример того, что максимальный результат диалектического процесса получается не в конце, а в начале каждой третьей части процесса и есть качественная снятость всего реального количества. Особенно же впечатляет бесконечная энергетическая мощь, полученная единично-случайно качественным скачком от магнитного поля, соединенного с гравитацией, к электрическому полю, в абсолютном качестве которого гравитация исчезла. Бог у Экхарта дан во всей своей идеальной чистоте - полной освоенности количественной реальности. Абсолютное качество неподвижно-завершено. Но на некоторой удаленности от идеальной завершенности качественного абсолюта в нем проявляется реальное количество. Если бы переход от второй части диалектического процесса к третьей части мог произойти не единично-случайно-качественно, а всеобще-необходимо-количественно, то реальное количество было бы полностью снято и уже не проявилось. Но переход осуществлен качественным скачком - эмоционально и поэтому многими еще не осознается, не признается. Так «Католическое учение не могло принять концепцию Экхарта, и в скором времени после его смерти папской буллой Иоанна XXII от 1329 года 28 положений его учения были объявлены ложными». Как всегда, Вечность существования спешит и делает свой очередной шаг задолго до того, как он может быть действительно осуществлен. Так было с «непротивлением злу насилием» в начале появления высших животных (овцы, верблюды, слоны и др.). Так было с коммунизмом Маздака, и с коммунизмом в России. Так произошло и с выделением особенного западного христианства из общего христианского православного процесса. Официальное выделение католицизма из православия произошло в 1057 г. «При этом следует помнить, что под православием здесь подразумевается не нынешнее вероисповедание Восточной Церкви, отличное от католического, а общее вероучение Церкви эпохи Вселенских Соборов. В этом смысле вероучение древней Западной Церкви вполне можно называть православием» (Александр Мень) [17.75]. Переход от непосредственности первой – византийской части ко всеобщности третьей – коммунистической части был осуществлен развитием второй западнохристианской части целого христианского процесса. Западный христианский процесс вернулся в основной православный процесс вместе с революцией 1917 г. в России, чтобы реализоваться практически на уровне всеобщности через соединение со всеми своими основаниями и их снятие в коммунистическом социуме. В России – СССР была осуществлена на уровне всеобщности необходимость первой части, представленной византийским исихазмом. В коммунизме СССР богочеловек определился в каждом советском человеке. Но теперь оказалось, что самому коммунизму предстоит долгий путь освоения животных чувств, а вместе с ними и осознания пространства на уровнях непосредственности, особенности и всеобщности, как это было предзадано Вечностью существования в первобытных пространственных искусствах. Абсолютное качество западного христианства есть выделеность его из материальности в форме объективности разума. Разум – знаковая реальность и материальная реальность – прах представляют несуществование, выделенное из божественного качества существования хитрым змеем. Западное христианство таким образом использует несуществование как средство, с помощью которого оно опосредствует себя с материальностью. Разумное освоение христианства началось с античного периода в неоплатонизме. Такова первая часть западного христианства – патристика. Но социальное качество западного христианства отразилось, прежде всего, у Августина (354-430). «Град земной основан на любви к себе, вырастающей до отрицания Бога, град небесный – на любви к Богу, вырастающей до отрицания себя» (Августин блаженный). «История понимается как борьба двух царств: града (государства) Божьего и града земного. Они строятся на различной направленности любви» (П.Кунцман. Философия. Ф.Буркард, Ф.Видман. М., 2002. С.71). Наверно истинное понимание процесса западного христианства приводит к его соответствию с процессом бытия, как он представлен в фундаментальных науках. Так многое в патристике соответствует непосредственности бытия, представленной идеальностью времени и реальностью математики. Неслучайно поэтому Августин так много внимания уделил пониманию времени. Продолжение следует Владислав Крючков
|