Владислав Крючков
|
| |
Сообщение: 459
Зарегистрирован: 02.03.21
|
|
Отправлено: 13.11.21 14:34. Заголовок: Пространственная форма в западном модерне и постмодерне.
Форма бытия в западном модерне и постмодерне. Здесь моделируется программа АБСОЛЮТА, представленная в первобытном пространственном искусстве, начиная с его пространственного качества – социума, в идеальности которого заключено и снято реальное количество людей (материальное тело человека). Переход от человека - индивида к социуму оказался необходимостью исихазма, бесконечно завершавшего процесс первобытного временного искусства молчанием, определившим свою исходную непосредственность молчания на уровне всеобщности снятием в словесном искусстве всего проявившегося реального количества (людей). Социум – пространство. Идеальный социум возник у неандертальцев – собирателей. Идеальный социум задан Абсолютным качеством АБСОЛЮТА – полным снятием количества в качестве, как это представлено в первых проявлениях пространственного искусства – углублениях, выдолбленных в камне, и отпечатках кистей рук. В этих первых проявлениях пространственного искусства акцентирован принцип полного снятия внутренней определенности во внешней определенности – форме, представленной только внешним контуром. Особенность бытия соответствует современному псевдоматриархату и декоративному – абстрактному искусству. Европа. 1890 – 1910 г. Модерн и постмодерн повторяют органический процесс бытия: "растения – животные – человек". Модерн явно использует растительные образы вьющиеся, переплетающиеся, криволинейные в формах окон, дверей, ограждений балконов и лестниц, оживляя неорганические предметы и представляя их как будто органическими… «Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованых металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. … декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон.» (Википедия). Комментарий В. Крючкова. Так представлен переход первобытного пространственного искусства от растений к животным и к кроманьонцам-охотникам с их эгоизмом и реализмом. ( Ле Корбюзье, Мис ван дер роэ). Постмодерн "Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи[5][6]. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[8]." «в 1960—1970 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения[10]. В 1990-х годах на основе постструктурализма, постмодернизма и французского феминизма возник постмодернистский феминизм.» Комментарий В. Крючкова. Здесь явно обозначен переход от кроманьонцев-охотников с их эгоизмом к матриархату с его половой любовью, не достигающей собственно материнской любви – таков псевдоматриархат. «Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (Hassan, 1980; Welsch, 1988, Ж.-Ф. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас» (Википедия) Комментарий В.Крючкова. Западный разум потерял ориентиры, когда произошел переход от реалистического искусства кроманьонцев-охотников к декоративному искусству псевдоматриархата. Видно у Запада не осталось сил для постижения того, что запрограммировал АБСОЛЮТ в декоративной части первобытного пространственного искусства. А это переход на новый уровень обобщения пространства. Если в реалистическом искусстве пространство представлено непосредственно в единстве идеальной формы и материального содержания, то в декоративном искусстве идеальная форма выделена из материального содержания и существует самостоятельно, как это представлено в фундаментальной науке фридманской сингулярностью. Уровень обобщения предметов здесь иной - особенный: форма получила самостоятельность и теперь включает в себя и обобщает множество предметов реальности, начиная с женской специфики ««женщина-птица», например). Это минимальное обобщение (ассоциативное) переходит в неявное обобщение в орнаменте и далее завершается обобщением максимальным в круге, заключающем в себе все предметы реальности, предельно обобщенные в одинаковых точках, в которых совершенно исчезла предметная индивидуальность и они представлены своей фундаментальной реальной сутью. Бесконечное множество точек пространства в наиболее общей форме пространства – круге осваивается – вращением круга и снятием множества точек в центральной точке круга его вращением. Это завершение освоения пространства на уровне особенности – формы напоминает сансару освоением – снятием реальности содержания в идеальности формы. «Сансара» означает «вращение колеса», как если бы мы говорили о колесе транспортного средства. Но это колесо движется не из-за внешней силы, а в результате наших собственных действий. Негативные поступки влекут за собой рождение в нижних мирах (животных, голодных духов и адские миры). Позитивные же приводят к перерождению в мирах высших (богов, полубогов и людей.» (Конец комментария) «Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[13], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур).» Комментарий В. Крючкова. У элиты остается единственный признак – ее материальная пресыщенность, определяющая переход на новый качественный чувственный уровень: раскрытие «Я» от ограниченности эгоизма «Я» к коммуникативности половой любви - «Ты», к отрицанию «Я» в «Ты». Так происходит на животном уровне, а на человеческом? На Западе человек есть животное согласно Эклизиасту - Соломону, и этот переход, следовательно, относится также и к западному человеку. А на человеческом уровне богочеловека – это окончательное избавление от эгоизма «Я» и связанной с ним непосредственной материальной зависимости от тела. «в философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают своё значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. … Прогресс, истина, смысл, порядок, справедливое общество, в общем, вся западная «логоцентрическая традиция», по определению Жака Деррида, объявляется совокупностью идеологем и мифов"[15].» (Википедия) Комментарий В.Крючкова. Запад совершенно не понимает сложившуюся ситуацию и поэтому поддается тотальной панике. В то же время обобщение пространства на уровне особенности достигает своего предела, как это представлено черным квадратом Малевича, в котором количество не видно и как бы исчезло в темноте. Квадрат – это конечно не круг и все-таки он близок к кругу из-за равенства сторон. Круг – идеал, к которому бесконечно приближаются икосаэдр и додекаэдр платонового идеального пространства бытия в надежде достичь когда-то полноты-завершенности круга. Так, очевидно, следует понимать и квадрат Малевиича… Пока внутри формы сохраняется точечное количество, форма бытия не может завершиться идеально - кругом. (Конец комментария) «знак (в том числе словесный, то есть понятие и текст как система знаков) «лишается референциальной функции»[15], функции отражения действительности. Это заявляется принципиально невозможным. Что же в таком случае остаётся? Только другие знаки и другие тексты. Таким образом, подлинным содержанием любого дискурса являются только другие дискурсы, понятие состоит из понятий, знак — из знаков, текст из текстов, никакой связи с реальностью они не имеют. Весь мир, в том числе мы сами, наше представление о себе, являемся лишь текстом, сложными семиотическими системами. Классическое определение этой ситуации дано Ж. Деррида: «Вне текста не существует ничего», культура, история, личность — всё имеет текстуальную природу[16].» Комментарий В. Крючкова. «Запад осознает переход от реальной предметности пространства к его знаковой реальности, начиная с языка словесного искусства первобытного временного искусства, переходя к особенному пространственному знаку пространственного искусства и уже от него к всеобщности математического знака. Здесь, в постмодернизме акцентируется смысловое непосредственное начало знака – слово. Постмодернизм, или эстетика симулякра, отличается искусственностью, антииерархичностью, поверхностностью и отсутствием глубинного смысла. В её центре — объект, а не субъект, избыток копирования, а не уникальность оригинального[24]» Комментарий В.Крючкова. Действительно, в средней части процесса декоративного искусства внутреннее содержание исчезает в ритме – противостоянии мужской идеальности женской материальности. (Конец комментария) «Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчуждённую от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.[источник?]». «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — всё это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).[источник?] Комментарий В.Крючкова. Так определена средняя часть процесса декоративного искусства – орнамент. В орнаменте противопоставлены непрерывное качество и дискретное количество, соответствующее разделенности и противопоставлению идеального мужского начала реальному женскому началу. Такова средняя часть процесса декоративного искусства, соответствующая структуре трехчастного диалектического процесса «тезис – антитезис – синтез». В крайних частях качество и количество едины. Вначале это чистая физиология, в которой духовные потребности отсутствуют, а в завершении духовные потребности максимальны и готовы перейти к человеческой тотальности всеобщей любви, независимой от тела. Эта любовь характеризуется выделенностью из тела. Детеныш – ребенок, отделившийся от матери, но сначала от отца – таков переход к человеку – от матриархата к патриархату. (конец комментария). «Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.[источник?] Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причём, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приёмов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.[источник?]» Комментарий В.Крючкова Соединение качества мужского и количества женского в третьем проявляется в обращении к соцреализму. Таково завершение декоративного искусства соединением идеального с материальным как при рождении ребенка. В первобытном декоративном искусстве - это бесконечное приближение к патриархату, в котором снят настоящий матриархат (рождение ребенка и его воспитание). Ничего подобного нет в первой части (низшие животные) и во второй с яйцекладущими животными (членистоногие и пресмыкающиеся) декоративного искусства. Запад ищет и находит завершение постмодернизма в советском соцреализме. Владислав Крючков
|